Со времен первых следов  человека в Горном Алтае и до первых письменных источников,  проходят тысячелетия.  А так-как история как наука ,  в своих исследованиях, ориентирована прежде всего на летописи, архивы и прочие документы,  то  при восстановлении  событий дописьменной  древности  балом правит археология.

Чем дальше вглубь веком тем обрывочнее и скупее становятся доступные нам сведения, но тем не менее картина складывается следующая :

около 40 000 лет назад, первые люди  выходят на просторы великой степи.  Они идут вслед отступающему леднику. Их расовый тип еще не разделился на  подтипы, это  древние охотники.  Считается, что говорили они на древнейшем ностратического  праязыке и внешне были похоже на коренных жителей  современной Австралии. Они уже шили меховую одежду, они строили дома, готовили в них пищу и у них уже была собака ). Их добычей были огромные мамонты, шерстистые носороги,  бизоны  и прочие представители мегафауны.  В охоте, они конкурируют с мега-Гиенами, саблезубыми кошками, пещерными медведями.

но ледник берет свое. Около  25 000 лет тому назад, началось новое масштабное оледенение. Ледяной панцирь снова покрыл огромные пространства. Лютый холод и бескормица вынудили мигрировать животных и охотников  в укромные места, в которых они и пережидали всепланетную зиму. На какое-то время ход истории прервался.

Около 10 000  — 12 000 лет тому назад климат снова изменился. И тут же, на просторы степей и в предгорные долины  выходят потомки тех давних охотников. Условия уже другие : нет носорогов и слонов,   степные просторы заполнили табуны коней и антилоп. Люди то же изменились.  Именно  из той поры лингвисты фиксируют разделение языков на основные  группы. На западе, интересующего нас ареала,  это иранские , а на востоке  алтайские языки.  Восток и запад еще разделен ледниками и огромными озерами.   Население Саяно-Алтая еще невелико,  скорее всего это группы охотников и рыболовов,  живущих по заведенным издавна порядкам. У них каменные орудия, простые и не замысловатые. Они делают керамическую посуду. В целом люди заняты тем же чем и всегда – живут.

Но вот  около III тысячелетия д.н э, с запада, внезапно и мощно приходит новое население. Они другие. Они умеют выплавлять медь, они   делают более совершенные орудия. Они строят дома, пасут скот и занимаются сельским хозяйством.   Позже их назвали “Афанасьевцы”. Как они называли себя сами мы конечно же не знаем. Но они не просто пришли на эту землю в разведку.  Это было переселение народа.   С семьями и  со всем своим скарбом,  орудиями и навыками пришли люди и не смешиваясь с коренным населением, поселились на огромной территории сибирских степей.

Все это случилось не в один день. События происшедшие за тысячи километров от Алтая, далеко на западе , в передней Азии оказывали непосредственное влияние на историю этого края.   Новое население вливалось волнами. И каждый поток приносил что-то новое.   Колеса со спицами, лук, бронзовые орудия,  сельскохозяйственные навыки, одомашненные животные , все это принесли с собой переселенцы.

К середине VI веке. до н.э. культура населения Алтая существенным образом меняется. Это связано с проникновением сакских племен, а также с приходом из Малой Азии сильной кочевой орды, подчинившей местные народы. В результате сложилась новая общность, получившая в археологии название «пазырыкская культура». С ее развитием можно связывать становление на Алтае племенного союза или пред государственного образования.

История

На этом заканчивается ДОИСТОРИЯ и начинается ИСТОРИЯ.  Последующие события начинают фиксироваться в посменных источниках.    Народы  обретают имена, события возможно приурочить к точным датам.  И вот звучит первое имя народа – ЮЭЧЖИ .  Так в китайских летописях  записано имя народа, который мы называем – Пазырыкцы.  Археология все еще остается важным источником  наших знаний  о прошедших эпохах,  обогащая зачастую скупые данные  придворных китайских летописцев.  Но и мена названы.  И следующее имя – Хунну.

Во  II веке до.н.э. Хунны создали первую кочевую империю на просторах Азии.  Армия кочевников , оказалась воистину грозной силой. Стоит только сказать, что именно  для защиты от их набегов Китай построил Великую стену.  Хунны учредили войско, по образу и подобию которого были впоследствии  организованы все кочевые армии. Они пересекли пустыню  Гоби на севере, а их Шаньюни брали себе в невесты принцесс  из царских дворцов  Китая.  Стоит так же сказать, что гроза европейских средневековых государств –гунны, вероятней всего потомки степных воинов..

В  V веке  н. э. на  историческую сцену выходят Тюрки.  Легенда гласит,  что в горах Алтая  укрылся от врагов хуннский царевич.   От царевича и волчицы появился род Ашина.  Род этот дал начало великому народу, который  впоследствии смог захватить полмира и основать одно из самых больших государств – I Тюрский каганат.  Память и достижения степняков надолго пережили их самих. Вспомним хотя бы , что  на тюркских языках говорят 170 млн. человек.

После этого события развиваются с калейдоскопическим разнообразием, но описываемых в исторических хрониках сухо и монотонно. Это захваты, походы, сражения. Войны за власть, земли, рабов и дань.  За описанием военных событий,   незаметна жизнь простых людей, которые выделывали железо в промышленных масштабах, верили в богов, и просто хотели быть счастливы..

Тюркский Мир  в условиях степи существовал достаточно долго – около 800 лет.  Векторы развития менялись, Тюркютская гегемония сменилась уйгурской, затем кыргызской, но всему конец положили –Монголы.

После своего восшествия на степной престол, Темунжин дал распоряжение своим туменам , подчинить север.   Алтай становится провинцией  Монгольской империи в 1220- х гг.

История края не окончилась. Средние века наименее изученный период в истории Алтая.  Современная история Алтая связанная с вхождением земель в состав Российской империи началась с XVII века … ну и дальше как выйдет…